Страны, благосклонно относящиеся к России, призывают ЕС отказаться от любых планов по массовой конфискации замороженных активов Москвы. Об этом сообщает Politico, ссылаясь на источники.
Представители Китая, Саудовской Аравии и Индонезии в частном порядке подталкивают ЕС продолжать сопротивляться давлению со стороны США и Великобритании в вопросе конфискации более 200 миллиардов евро российских активов, замороженных после полномасштабного вторжения РФ в феврале 2022 года. США и Великобритания считают, что российские активы можно использовать для помощи Украине в восстановлении.
«Эти страны очень скептически относятся к этой идее», – сказал изданию один из чиновников на условиях анонимности.
Беспокойство состоит в том, что «это создаст прецедент» — иными словами, эти страны опасаются, что они могут стать следующими.
Пока любой план конфискации замороженных российских активов в Европе и использование этих денег для помощи Украине отходит на второй план. Западные страны ЕС, в частности, противостоят этому, опасаясь юридических последствий и потенциальной дестабилизации еврозоны.
Но, несмотря на то, что Вашингтон и Лондон считают привлекательной перспективой использование российских активов для помощи Украине на фоне ограниченных бюджетов и нестабильности во внутренней политике, и несмотря на то, что вопросы активов РФ будут обсуждаться на встрече министров финансов G7 в следующем месяце, страны, которые не считают главу Кремля Владимира Путина врагом, не успокаиваются.
Они уже видели, как ЕС выдвинул более ограниченное предложение о возможности использования, в частности, на закупку оружия для Украины, дохода от замороженных активов РФ, около 2,5-3 миллиардов евро в год.
И это может быть лоббистским мотивом для этих стран. Они могут не только бояться прецедента, но и действовать в интересах Путина, не желая, чтобы ЕС помогал Украине на поле боя.
«Я допускаю, что россияне могли попросить своих друзей создать эту шумиху», — сказал на условиях анонимности высокопоставленный дипломат из страны, не являющейся членом ЕС.
Роль посредников
Лоббирование этих стран может происходить по схеме, похожей на наблюдавшуюся с начала войны РФ против Украины, когда правительства, которые не обязательно выступали в поддержку России, все же выполняли некоторые ее «указания».
К примеру, Турция, Китай и ОАЭ позволили РФ избежать части западных санкций, введенных после полномасштабного вторжения, что дало толчок экономике России и позволило ей финансировать военную машину.
Во время войны страны Персидского залива выступали в роли посредников, способствуя обмену пленными между Россией и Украиной и заключению соглашения, которое позволило экспортировать зерно из охваченной войной страны. Аргумент этих государств состоит в том, что конфискация российских активов может затянуть войну и заставить их встать на чью-либо сторону, вопреки их желанию.
Эскалация войны и возможность поражения России противоречат интересам стран Персидского залива, считает Теодор Карасик из консалтинговой компании Gulf State Analytics.
«Страны Персидского залива не хотят видеть, как Россия разваливается», — отметил он, указывая на инвестиции этих государств в РФ.
Он также добавил, что использование российских активов для восстановления Украины может подорвать их амбиции играть ведущую роль в послевоенном восстановлении страны.
Риск судебных исков
Конфискация активов также может вызвать юридические проблемы для этих стран. Российские компании уже подали более ста исков в национальные суды с требованием разблокировать западные активы, которые заморожены в России, по словам чиновников, знакомых с ходом судебных процессов.
Есть опасения, что эти судебные процессы могут выйти за пределы РФ.
Москва может подтолкнуть дружеские юрисдикции, такие как Китай и Саудовская Аравия, к аресту западных активов, что потенциально рискует запятнать их репутацию в глазах международных инвесторов.
Однако, по мнению экспертов, опасения этих стран, что их активы в Европе могут стать следующими в очереди на конфискацию, если они попадут в немилость Запада, преувеличены.
«Единственные страны, которые должны быть обеспокоены, – это те, которые планируют незаконное и неспровоцированное вторжение к своему соседу», – сказал аналитического центра RUSI Том Китинг.
Тем не менее, аргументы, сосредотачивающиеся на финансовых рисках, находят отклик в некоторых европейских столицах. Правительство Германии и Европейский центральный банк утверждают, что конфискация активов РФ может подорвать доверие инвесторов к финансовой системе ЕС.
Любые потенциальные, но маловероятные рыночные потрясения, вызванные полной конфискацией, могут нанести ущерб таким странам, как государства Персидского залива, обладающим огромными запасами иностранной валюты, добавил Китинг.
Если группа промышленно развитых стран G7 решит конфисковать замороженные активы России, чиновники ожидают, что российские суды успешно обжалуют это решение. Решение суда в РФ потенциально может оставить черную дыру в балансах финансовых учреждений, обладающих этими активами.
Учреждениям придется задействовать свои денежные резервы, чтобы компенсировать потери, что может предусматривать использование, в крайнем случае, других суверенных фондов, находящихся на их счетах.
Ранее сообщалось, что G7 и Европейский Союз обсуждают план использования более 250 миллиардов долларов США замороженных активов российского центрального банка в качестве залога для финансирования восстановления Украины.
Однако, чем больше стран рассматривают возможность конфискации российских активов, тем сложнее становится ситуация. В ЕС, в частности, опасаются возмездия и кибератак со стороны РФ.