Экологически сознательное потребление

Меняем привычки

Экологически сознательное потребление

© Depositphotos/nuraschka

Состояние окружающей среды в значительной степени предопределяется миллионами ежедневных решений и действий людей. И, хотя лидерство в загрязнении окружающего среды принадлежит экономическим субъектам энергетического комплекса, добывающей и обрабатывающей промышленности, транспорта и других отраслей экономики, вполне очевидно, что к этому причастны и множество небольших рассеянных источников — домашних хозяйств. В поле зрения зеленого движения все чаще попадает сфера потребления. Поведение и действия людей зависят от экологического сознания членов общества. 

Большинство людей сегодня обеспокоены проблемами экологии, поддерживают идеи здорового образа жизни. Но многие из них не знают, как на практике беречь окружающую среду. Кажется, что для этого, опять же, нужны средства, которых не хватает. Однако иногда стоит лишь оценить свои действия через призму их экологичности и наконец поступать по-новому, выбирать из имеющихся вариантов более экологически безопасные продукты и услуги.

В последнее время широко пропагандируется экология, появилось больше публикаций на экологическую тематику, Европа инициировала Европейский зеленый курс (с 2019 года) с целевыми установками на декарбонизацию и достижение климатической нейтральности к 2050 году. Однако такая активность является одновременно симптомом ухудшения ситуации в экологической сфере. 

Хорошо было бы, если бы восстановление после COVID-19 происходило на зеленых началах, потому что этот кризис сделал особенно наглядной уязвимость людей от экодеструкции. Нужны простые и реальные правила, как действовать и жить по-зеленому, какие пищевые продукты и промышленные товары выбирать, как вести себя дома с электроприборами, водопотреблением и т.п. Следует распространять эти правила повсюду, чтобы достичь критической массы, когда с обретением гражданами экологических знаний сформируется экологическое сознание общества в целом. 

В формировании экологического сознания могут сработать как шокирующие факты, так и сугубо полезные советы. К примеру, каждая тонна переработанной бумаги спасает от вырубки 17 деревьев, экономит почти 4 тыс. кВт энергии и 26 тыс. литров воды, предотвращает выброс в атмосферу 27 кг загрязняющих веществ. Одно дерево поглощает ежегодно примерно 12 кг углекислого газа, что важно в контексте современных лозунгов декарбонизации. 

А вот впечатляющий пример из быта: нормальный водопроводный кран или головка душа выливает почти 18 литров воды за минуту. Каждый раз, когда вы сливаете воду в туалете, расходуется почти пятидневная норма питьевой воды для одного человека. Полезный совет — устанавливайте на краны рассекатели, ограничители струи, бачки с экономным расходом воды для слива. Кстати, экономии воды можно достичь, отрегулировав головку наполнителя в обычных сливных бачках на меньшее количество воды или положив в бачок наполненную водой и закрытую бутылку.

Экологически деструктивные факты можно приводить из разных сфер: в мире выбрасывают в мусор почти 30% продуктов питания; каждую секунду выбрасывают или сжигают полную фуру одежды; за год один человек производит почти 500 кг бытовых отходов. И известное правило 3R (reducing, reusing, recycling) — сокращение, повторное использование и переработка — еще больше актуализируется.

Потребителям должна быть доступна, наряду с ценовым позиционированием, информация об экологичности товаров — из инструкций по использованию и других источников. В частности, во многих странах такая информация о промышленных изделиях предоставляется в обзорах вроде «покупки, чтобы сделать мир лучшим», «перечень поставщиков — участников охраны окружающей среды». А в некоторых городах по специальному номеру телефона граждан консультируют о методах и технологиях уменьшения потребления энергии и воды в домашних хозяйствах, повышения эффективности использования этих ресурсов и т.п. Немецкие экологические организации, в частности советуют потребителям отказаться от покупки грунта для домашних цветов и клумб в садовых центрах, поскольку много торфа как основного материала многих сортов этого грунта импортируется сейчас из Восточной Европы, в частности из стран Балтии. Производителям и торговым организациям настойчиво рекомендуют перейти на альтернативные сорта на основе компоста, гумуса, древесного или кокосового волокна.

Оказывается, что в жилье стоит отказаться от виниловых обоев, эпоксидных красок и лаков, древесностружечных плит и фанеры из-за наличия в них смол, строительных материалов из синтетической резины, изоляционных материалов из карбамидных вспененных смол, синтетических ковровых покрытий от стены до стены и т.п.

Бесспорно, можно хорошо информировать потребителей об экологичности товаров, но, в конце концов, в большей степени их выбором правит цена. Экологичные товары обычно немного дороже, так что менее доступны для потребителей. В Финляндии, объявившей экологичной всю территорию страны, экологически более безопасные потребительские товары не облагаются налогом на продажу.

Следует организовать каналы для сдачи на переработку и утилизацию экологически опасных товаров. В некоторых странах, в частности в США, Израиле, формируют специальные зоны развития рынка переработанных материалов, выделяя землю и обеспечивая ускоренное получение разрешений, предоставляют налоговые льготы и кредиты под низкие проценты. Длительное время и весьма широко в мире ведется кампания по сбору использованных батареек и аккумуляторов, но все еще лишь около половины их перерабатывается (потому что нужны немалые инвестиции в мощности по утилизации). В Украине, как утверждается, перерабатывают лишь 1% всех батареек. Сейчас открываются пункты приема в магазинах, школах, подъездах, чтобы исправить такую ситуацию. А вот, скажем, практики возврата картриджей для принтеров в конце срока их службы — нет, как объяснили в центрах обслуживания, да и предложений от пользователей об этом не поступало. Нетрудно догадаться, куда попадают такие картриджи, — в мусорный бак. Однако если бы компании активнее предлагали программы выкупа или обмена старых электронных приборов, потребители получали бы немного денег, а электроника — шла на переработку.

Важным для домохозяйств является обустройство энергетически эффективного и низкоуглеродистого жилья, чего можно достичь оснащением его солнечными батареями и установками для накопления энергии. Это важно в контексте современного тренда декарбонизации (уменьшения выбросов парниковых газов, их поглощения, секвестрации) и достижения климатической нейтральности. И даже в Евросоюзе почти 75% зданий энергетически неэффективны, лишь около 1% фонда ежегодно обновляется. Для украинцев весьма непривычна практика сбора и рециркуляции дождевой воды для бытовых нужд, которую тоже следовало бы продвигать. В университете г. Хайфа в Израиле впечатляет практика сбора конденсированной воды из кондиционеров для полива зеленого травяного газона для отдыха студентов. 

Наконец и в Украине начали перерабатывать выброшенные новогодние елки. Однако скошенную траву на газонах собирают и вывозят, очевидно, для дальнейшего сжигания или на свалку (можно вывозить на поля как зеленое удобрение). Тогда как целесообразно, скосив и измельчив траву мульчерами, оставить ее на газонах для удобрения, а также для защиты от испарения воды. Действительно, иногда нужно взглянуть на обычные вещи новым взглядом. 

Отдельная тема — изменение модели потребления продуктов питания. Эта задача назревала и особенно актуализировалась в период пандемии COVID-19, выявившей неустойчивость продовольственных систем. Сейчас у более половины взрослого населения избыточный вес, что обусловливает распространение заболеваний, зависящих от рациона питания (включая различные виды рака), и, соответственно, увеличение затрат на здравоохранение. По оценкам, каждая пятая смерть в ЕС была связана с нездоровым рационом питания. Среднее потребление красного мяса, сахаров, соли и жиров превышает норму, тогда как потребление цельнозерновых круп, фруктов и овощей, бобовых и орехов недостаточное. Нужно переходить на растительный рацион с меньшим количеством красного и переработанного мяса (говядины, свинины, баранины, козлятины, конины, а также бедер и голеней курятины) и вдвое большим количеством орехов, овощей, фруктов, бобовых. Кстати, 2021-й ООН провозгласила Международным годом овощей и фруктов.

Стратегия «От фермы до вилки» с 2020 года как центральная составляющая Европейского зеленого курса декларирует, с одной стороны, обеспечение наличия на рынке здоровых и устойчивых продуктов, а с другой — ориентирует потребителей выбирать правильную пищу, уделяя больше внимания питательности, экологическим, социальным и этическим аспектам ее производства и поставки. Уже сейчас весьма распространены на полках магазинов экологически чистые (органические) продукты, и количество их на рынке стремительно будет возрастать (ЕС планирует увеличить долю органического земледелия до 25% площади сельхозземель к 2030 году). 

Евросоюз выделяет новую категорию — устойчивые продукты как «экологические+» с дополнительными положительными характеристиками относительно климатических (ограничение выбросов парниковых газов при производстве и поставке) и социальных (соблюдение прав работников) аспектов. Очевидно, что продукты местные, сезонные, менее обработанные, не слишком упакованные, которые поступают к потребителю по коротким цепочкам поставки, могут быть причислены к устойчивым. Как устойчивые продукты в последнее время часто подают заменители мяса на растительной основе, безмолочные сыры, продукты на основе насекомых. Со временем у устойчивых продуктов будет соответствующая маркировка. 

Цены на разные категории продуктов питания все больше будут отражать реальные затраты на их поставку с учетом использования природных ресурсов, загрязнения почв и вод, выбросов парниковых газов. К примеру, с учетом всех затрат, связанных с производством мяса — покрытие экологических убытков, здравоохранение, субсидии, — полная стоимость «Бигмака» составляет 12 долл. (тогда как нынешняя средняя цена в США — 5,6 долл.). Если такую цену фактически будут платить, это может вдвое снизить уровень спроса на бургеры.

И, бесспорно, с изменением модели потребления продуктов питания люди будут выбрасывать значительно меньше пищевых продуктов. Итак, самый простой способ помочь природе — начать бережливо относиться к пище, сознательно выбирать ее на продовольственном рынке. 

Изменится и упаковка продовольственных товаров, поскольку объем отходов упаковки огромный (173 кг на одного человека в Европе). Новационные технологии в этой сфере тоже поражают. В частности нанесение лазерной маркировки на овощи и фрукты — на кожуре выжигают наименование товара и необходимые данные. В компании EOSTA уверяют, что такая технология с использованием лазера сэкономила миллионы тонн пластиковой упаковки для сетей в Германии, Швеции и Нидерландах, при этом использован лишь 1% энергии, которую пришлось бы потратить на поклейку стикеров.

Многие люди встревожены тем, что природоохранные меры усилят давление на их повседневную жизнь, а дополнительные затраты на экологию приведут к повышению ее стоимости. Может, и так, однако же нужно учитывать предотвращенный вред и эффект от потребления здоровых продуктов питания — скажем, уменьшение затрат на здоровье, пользу от более благоприятной окружающей среды (чистых воздуха и воды и т.п.).

По материалам: ZN.UA /

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Источник