Налогообложение, стимулирующее экономику, существует. К сожалению, не в Украине

Каким образом Украина сможет обеспечить стабильные национальные поступления? Этот вопрос становится экзистенциальным в контексте продолжающейся полномасштабной российской агрессии и в условиях уменьшения объемов поддержки со стороны наших международных партнеров. Оптимальная стратегия национальных доходов должна учитывать не только текущие военные потребности, но и будущие перспективы развития страны.

Предложенная в конце 2023-го правительством Национальная стратегия доходов до 2030 года имеет в первую очередь фискальную направленность: ее цель увеличить налоговую базу без подробных расчетов, как именно это скажется на экономическом развитии. Эта стратегия доходов не предлагает уменьшения дискреционности и не в состоянии обслуживать ослабленную войной экономику.

Эффективная стратегия национального дохода должна сосредоточиваться на стимулировании экономического роста и инвестиций, при этом обеспечивая справедливость налогообложения. Целью должно быть упрощение налоговых норм и процедур, чтобы поощрить соблюдение законодательства и снизить уклонение от уплаты налогов.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Важность институциональных реформ

Способность Украины собирать необходимое количество доходов зависит не только от темпов восстановления экономики, но и от ключевых институтов, которые должны эффективно администрировать процесс сбора налогов, таможенных платежей и бороться со злоупотреблениями со стороны недобросовестного бизнеса.

Предлагаемая правительственная стратегия предполагает быстрое внедрение европейских норм администрирования налогов без перезагрузки существующих институтов, а также самое опасное — налоговых ставок ЕС, которые поставят крест на быстром восстановлении украинской экономики.

Средством для увеличения доходов государства должна стать налоговая реформа. Система требует значительной модернизации: прозрачных конкурентных условий, удобного администрирования налогов, снижения уровня коррупции в налоговых и правоохранительных органах. Реформа должна быть разработана именно с целью стимулирования деловой активности и поддержки предпринимателей. Это означает меньше бюрократии, меньше проверок и сохранение упрощенной налоговой системы.

Именно поэтому необходима перезагрузка Государственной таможенной службы, Государственной налоговой службы и Бюро экономической безопасности. Под перезагрузкой подразумевается внедрение модели, уже используемой в Национальном антикоррупционном бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуре. Эта модель предполагает назначение руководителя на основе рекомендаций конкурсной комиссии при участии представителей международных организаций, проведение независимой оценки деятельности, возможность увольнения руководителя по результатам независимой оценки и переаттестацию работников с проверкой их добропорядочности.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Реформа упрощенной системы налогообложения

Малому и среднему бизнесу нужна максимально простая налоговая система с минимумом отвлечения их времени и средств. Это касается также и общей системы налогообложения, и специальных налоговых режимов.

В первую очередь реформа упрощенной системы должна быть направлена на исключение возможности для крупного бизнеса ее использовать, чтобы уклоняться от уплаты налогов (кейсы «Золотого Века», крупных операторов АЗС и т.д.). Работа налоговой — выявлять подобные схемы и предотвращать их, а не отменять всю упрощенную систему. Вместо того в правительственной стратегии предлагают снизить налог на торговлю (основная схема уклонения) до 3%, а налог на услуги поднять до 17%, что прежде всего ударит по честному бизнесу и приведет к увеличению стоимости самых популярных среди украинцев услуг.

Злоупотреблений среднего и крупного бизнеса с использованием упрощенной системы можно избежать с помощью эффективного налогового администрирования рискованных категорий плательщиков. Чтобы достичь этого, Государственная налоговая служба может использовать аналитические инструменты для выявления схем, в частности таких, где крупные компании делятся на меньшие структуры.

Также необходимо уже сейчас всерьез задуматься над реальным революционным изменением в украинском налоговом законодательстве: передачей обязанности по уплате налогов от работодателя наемному работнику. Этим полностью уничтожаются мотивы бизнеса по оптимизации системы налогообложения труда.

Такой сценарий также создаст реальную основу для того, чтобы ввести налог на выведенный капитал. Его введение даст предпринимателям возможность выбирать между двумя вариантами: обогащаться сейчас, платя налоги государству, или реинвестировать средства в собственный бизнес.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Прогрессивная шкала налогообложения

Украинская налоговая система требует серьезного просмотра для уменьшения неравенства в уплачиваемых налогах между богатыми и небогатыми гражданами. Богатые могут использовать разные схемы для уменьшения налогообложения. Например, выплата дивидендов физическому лицу предприятием — плательщиком налога на прибыль сопровождается начислением и уплатой налога на доходы физических лиц в размере всего 5%. Другой пример: доход от всех операций с ОВГЗ, полученный физическими лицами, вообще не облагается налогом на доходы физических лиц и с него не платится военный сбор.

Риски, связанные с высоким уровнем налогообложения, очевидны — тенизация рынка труда, его подавление из-за желания работодателя экономить на персонале, ограничение роста благосостояния населения. Как следствие, имеем позорную статистикуоколо трех миллионов человек работают без официального оформления, а это более 20% трудоспособного населения Украины.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения может стать одним из способов компенсировать снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Уплата налогов самыми богатыми гражданами важна по нескольким причинам.

Во-первых, вклад наиболее богатых налогоплательщиков является ключевым для обеспечения финансовой стабильности государственного бюджета. Это позволяет государству привлекать необходимые средства для реализации социальных и экономических программ и проектов развития.

Во-вторых, вклад богатейших граждан в налогообложение способствует социальному равенству и справедливости в стране.

В-третьих, адекватная уплата налогов самыми богатыми гражданами повышает доверие к системе налогообложения. Вопросы налогообложения владельцев крупного частного капитала следует рассматривать вместе с компаниями, с которыми они связаны, чтобы избежать уклонения от уплаты налогов через офшорные юрисдикции или другие схемы.

Также целесообразно рассмотреть введение новых налогов на большие наследства и гарантирование прозрачности в финансовых операциях.

Дальнейший шаг — улучшение социальной защиты рядовых граждан путем снижения налоговой нагрузки на низкие доходы.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Стратегия восстановления украинской экономики

Важнейшим компонентом национальной стратегии доходов должна быть стратегия восстановления украинской экономики, где ведущую роль будет играть частный сектор. Международный бизнес будет вкладываться в процесс восстановления только при условии успешного внедрения реформ, позволяющих укрепить верховенство права, преодолеть коррупцию и достичь быстрого прогресса на пути интеграции в Европейский Союз.

У Украины есть значительный потенциал, который можно использовать для развития отраслей, что поможет стране выйти на новый уровень экономического развития. Это возможно благодаря внедрению передовых технологий, развитию экспортно-ориентированных предприятий и инвестиций в производство зеленой энергии. Эти масштабные реформы уже предусмотрены в программе поддержки МВФ, в обязательствах на пути к европейской интеграции и стратегиях Государственного департамента США. Но их реализация происходит очень медленными темпами, что недопустимо для страны, нуждающейся в консолидации ресурсов для ведения войны.

Создание стабильного и процветающего будущего для Украины возможно лишь при условии разработки комплексной стратегии национальных доходов. Оценка налогового потенциала, повышение налоговой дисциплины, усиление налоговой администрации, борьба с коррупцией, привлечение иностранных инвестиций и обеспечение справедливости в налоговой системе являются ключевыми составляющими успеха. Только с помощью этих мер Украина сможет обеспечить стабильные и устойчивые национальные поступления, которые станут основой для развития страны.

Источник