Правозащитники назвали риски принятия законопроекта о СБУ

Закон наделяет СБУ полномочиями, которые нарушают права человека.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) заявляет, что депутатам ВРУ следует отложить голосование по проекту реформы СБУ. Поскольку законопроект в данной редакции даст СБУ широкие полномочия в области разведки и правопорядка без существенных гарантий против злоупотребления этими полномочиями.

На сайте организации сообщается о том, что парламенту следует отложить окончательное голосование по законопроекту, которое в настоящее время запланировано на неделю с 11 октября 2021 года, и решить проблемы прав человека с помощью законопроекта, участвуя в конструктивных консультациях с гражданским обществом Украины.

“Эта реформа службы безопасности является долгожданной и очень необходимой”, – сказал Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. “Постоянное рассмотрение и общественные дебаты вокруг законопроекта предотвратили его проталкивание через парламент и привели к некоторым улучшениям. Однако остаются некоторые проблемы с правами человека, которые, если их не решить, в конечном итоге могут поставить под угрозу реформу”.

Ранее послы G7 призвали депутатов принять законопроект о СБУ без внесения дальнейших поправок. “Если законопроект в нынешней редакции будет успешно реализовано, это станет основой для преобразования СБУ в современную службу безопасности, способствует укреплению безопасности и процветанию”, – говорится в сообщении послов в Twitter

В Human Rights Watch считают, что G7 должна изменить свою позицию, а другие страны должны отказаться от поддержки G7 ошибочного законопроекта. G7 также должна взять на себя обязательство контролировать использование СБУ своих полномочий в соответствии с законом, чтобы определить, соблюдают ли они международные обязательства Украины в области прав человека.

Окончательная версия законопроекта от 22 сентября наделяет СБУ исключительными полномочиями по надзору и возможностью собирать и хранить публичную и частную информацию о частных лицах и учреждениях. 

Это требует, чтобы телекоммуникационные и интернет-компании установили специальное оборудование, которое позволило бы СБУ иметь постоянный доступ к данным пользователей, потенциально нарушая конфиденциальность каждого пользователя телефона и Интернета, зарегистрированного в Украине. Он также предоставляет СБУ техническую возможность блокировать веб-сайты по своему усмотрению, в том числе в некоторых случаях, без судебного постановления. Эти предлагаемые меры не соответствуют стандартам прав человека в отношении допустимых ограничений свободы информации.

“Этот законопроект решает некоторые из проблем, с которыми СБУ сталкивается долгое время, например, структурные и управленческие вопросы”. Об этом Human Rights Watch сообщил юрист Центра гражданских свобод Украины Владимир Яворский. “Но эти улучшения дорого обходятся правам человека, потому что проект также позволяет секретным службам шпионить практически за кем угодно, от частного бизнеса до журналистов и активистов”.

В пересмотренном законопроекте сохранены полномочия СБУ на арест, задержание и допрос без явного надзора. Положения законопроекта, регулирующие применение принудительных мер – физической силы, несмертельных «специальных средств» и смертоносной силы, – позволяют СБУ применять эти меры гораздо шире, чем другим правоохранительным органам. При таких широких возможностях применения принудительной силы существует риск того, что СБУ может использовать ее, когда это не является строго необходимым и соразмерным, как того требуют международные нормы в области прав человека.

Читайте также: Реформа СБУ в нынешнем виде позволяет Баканову и Ермаку избавиться лучших офицеров – Шабунин

Предлагаемые положения о поэтапном отказе СБУ от следственных функций до суда к 2025 году теперь подкреплены дорожной картой, но она должна быть более подробной и ясной, чтобы обеспечить соблюдение этих сроков.

“Цель этой реформы – создать упорядоченное и высокоэффективное контрразведывательное агентство, которое придерживается международных стандартов в области прав человека” – сказал Уильямсон. “Эту цель все еще можно достичь, приняв меры по пересмотру этого законодательства до окончательного голосования”.

Подробнее о перспективах реформы, а также о том, почему она неполноценна, читайте в статье Елены Щербан и Виталия Шабунина “Реформа СБУ: ни вашим, ни нашим”.

По материалам: Human Rights Watch / Подготовил/ла : Оксана Лебедина

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *