Противостояние с Беларусью усложняет конфликт ЕС с Польшей — The Economist

ЕС хочет помочь Польше с миграционным кризисом, но не может игнорировать конфликт с Варшавой относительно верховенства права.

Мигрантам было некуда идти. За ними стояли белорусские военные, а перед ними — ряды польских солдат. Беженцев привезли в Минск с обещаниями лучшей жизни в Европе, а затем бросили в леса и сказали штурмовать границу Польши. Белорусский диктатор Александр Лукашенко рассчитывал, что провоцируя насилие, он сможет расколоть ЕС, поскольку блок ввел санкции после того, как режим сфальсифицировал выборы, пишет The Economist.

Использование Лукашенко беспомощных мигрантов как инструмента пропаганды является проблемой для ЕС. В то же время, пограничный кризис усложняет конфликт блока с Польшей относительно верховенства права.

После прихода к власти в 2015 году правящая партия Польши «Право и справедливость» приняла законы, дающие правительству влияние на суды в стране. Европейский Суд постановил, что эти законы нарушают правила ЕС по независимости судей и должны быть отменены. Теперь блок должен балансировать между поддержкой Польши в миграционном кризисе и продолжающимся давлением на судебные проблемы.

«Захват» Польшей судебной системы происходит по образцу Венгрии, «пионера нелиберальной демократии» в Европе. Польские власти изменили правила Национального судебного совета, который избирает судей, таким образом, чтобы его члены назначались парламентом и министром юстиции.

Европейский Суд постановил, что поскольку Национальный судебный совет больше не является независимым, судьи, назначенные по новым правилам, не имеют полномочий по законодательству ЕС.

Многие из них малоквалифицированные «лоялисты» польского правительства. Власть Польши создала дисциплинарную палату Верховного суда, что может наказывать судей за решения, которые ей не нравятся. Европейский Суд приказал Варшаве расформировать дисциплинарную палату. Правительство утверждает, что так и будет, но пока не представило реальный план.

Этот конфликт вокруг верховенства права угрожает самой структуре ЕС. В октябре, пытаясь выйти из решений Европейского Суда, Конституционный суд Польши постановил, что статьи учредительного договора блока, касающиеся независимости судов, нарушают польскую конституцию.

У Еврокомиссия есть новые инструменты влияния. Пока Польша не ликвидирует дисциплинарную палату, блок начисляет штрафы. Между тем, польское правительство рассчитывает на 36 миллиардов евро из нового фонда ЕС для восстановления после COVID-19, чтобы финансировать свою амбициозную инфраструктуру и планы социального обеспечения. Но в этом фонде есть пункт, блокирующий получение средств, пока Еврокомиссия не подтвердит, что страны-получатели соблюдают верховенство права.

15 ноября организация независимых польских судей выступила с предложением решить конфликт в отношении верховенства права, включая выполнение всех решений Европейского Суда и возвращение судьям права голоса в Национальном совете судебной власти. Некоторые страны ЕС будут настаивать на таких условиях, включая Нидерланды. Но Германия не очень охотно поддерживает это. Между тем, министр юстиции Польши Збигнев Зебро пытается использовать роспуск дисциплинарной палаты как повод для дополнительных изменений, включая проверку полномочий каждого судьи в стране. Польское государственное телевидение описывает конфликт как «наступление Европейского Суда на Польшу».

Миграционный кризис — тоже неотложный вопрос. ЕС и Америка убедили почти все авиакомпании и транзитные страны, которые Лукашенко использовал для перевозки мигрантов, прекратить сотрудничество с Минском. Блок также принял новые санкции против белорусских физических лиц и компаний, причастных к миграционному кризису и может полностью заблокировать торговлю с Беларусью, чтобы сдержать Лукашенко.

ЕС и международное право обязывают страны пропускать мигрантов, чтобы беженцы могли просить о предоставлении убежища, поэтому блокирование границы Польши является спорным вопросом.

Варшава также отказалась от помощи пограничного агентства ЕС Frontex, которое может быстро принимать заявления о предоставлении убежища. Заместитель министра иностранных дел Марцин Пшидач отмечает, что мало мигрантов обращаются за убежищем в Польше, большинство из них хотят попасть в Германию.

Западные чиновники надеются заставить Беларусь разрешить агентствам ООН и неправительственным организациям оказывать гуманитарную помощь мигрантам. Но если просто позволить им пересечь границу, это может спровоцировать еще больший поток беженцев, что поддержит агрессивную стратегию Лукашенко и его «спонсора» президента РФ Владимира Путина.

Теперь Еврокомиссия может отложить свои действия по конфликту вокруг верховенства права до тех пор, пока ситуация на границе не станет спокойной. Отсутствие солидарности блока может настроить Варшаву против ЕС и ослабить позиции польского премьер-министра Матеуша Моравецкого. Но полная ликвидация правительственного контроля над судебной системой в Польше произойдет только в том случае, если партия «Право и справедливость» проиграет на следующих выборах в 2023 году, говорит бывший судья Конституционного суда Польши Станислав Бирнат. Что касается мигрантов, то они теряют надежду на то, что кто-то им поможет, резюмирует издание.

Читайте также: В МВД не исключают попытки РФ целенаправленно пропустить через Беларусь в Украину нелегальных мигрантов

Решение Конституционного суда Польши о том, что национальное законодательство имеет приоритет над общеевропейскими законами, разрушают одну из основ единой Европы, на которых она держалась на протяжении последних десятилетий. Это породило разговоры о выходе Польши из Евросоюза и привело к многотысячным акциям оппозиции. Но действительно ли Варшава планирует «Полексит», читайте в статье Александра Шевченко “Разрушит ли Польша ЕС?”.

По материалам: The Economist / Подготовил/ла : Анастасия Гурин

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *