«Газпром» может полностью отказаться от дальнейших поставок газа в Молдаву, если Кишинев не погасит долг и не договорится об условиях нового контракта. Об этом в субботу, 23 октября, заявил официальный представитель российской энергетической компании Сергей Куприянов, сообщив, что долг Молдовы за поставленный газ составляет 433 млн долларов, а с учетом просрочки платежей общая сумма задолженности увеличивается до 709 млн.
«При этом представители Молдовы почему-то не хотят признавать накопившуюся сумму задолженности. Представителям Молдовы также не нравится цена на газ, хотя ценообразование здесь понятно и прозрачно», — сказал Куприянов.
При этом Куприянов сообщил, что «Газпром» готов продлить контракт на поставки газа Молдавии при полном погашении долга. «Несмотря на накопившиеся долги молдавская сторона обращается с просьбой продлить контракт на поставку газа на октябрь и ноябрь сего года. «Газпром» и здесь идет навстречу, заключил контракт на октябрь и готов продлить контракт на ноябрь в том случае, если молдавская сторона полностью оплатит поставки за сентябрь и октябрь текущего года», — утверждает он.
«Газпром» уверяет, что политики в данной ситуации нет
Как подчеркнул пресс-секретарь, в ситуации с поставками газа в Молдову нет политики, «Газпром» просто не может работать в убыток.
За день до этого безрезультатно завершились двухдневные российско-молдавские переговоры, состоявшиеся у замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака. Согласно сообщениям СМИ, Россия предложила Молдове скидку размером 25 процентов, однако молдавская сторона настаивала на 50 процентах, ссылаясь на нехватку средств.
В тот же день парламент Молдовы проголосовал за введение режима чрезвычайного положения в стране по причине дефицита газа. Он действует в период с 22 октября по 20 ноября.
Как заявил в субботу вице-премьер, министр инфраструктуры и регионального развития Молдовы Андрей Спыну, предложения «Газпрома», сделанные во время переговоров, невыгодны для его страны. «Республика Молдова не может согласиться платить за газ более высокую цену, чем все другие государства в регионе», — написал политик в соцсетях.
Что касается поставок дополнительных объемов газа за октябрь – по 5 млн кубометров в сутки, – то российская сторона обещала осуществить их незамедлительно, сообщил Андрей Спыну.
Смотрите также:
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
«Северный поток — 2» привлек «Фортуну»
Быть или не быть в Европе новому мощному российскому газопроводу «Северный поток — 2»? В 2021 году должна окончательно решиться судьба проекта «Газпрома» и пяти европейских фирм-финансистов. В обстановке резко обострившихся в ЕС политических дискуссий судно-трубоукладчик «Фортуна» в начале февраля возобновило прокладку труб в балтийских водах Дании, прерванную более чем на год из-за санкций США.
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
«Академик Черский» готовился целый год
В начале апреля к работам в более глубоких водах Дании приступил «Академик Черский». Этот трубоукладчик вышел из дальневосточного порта Находка в сторону Балтики еще в феврале 2020. Но ему потребовался почти целый год, чтобы, курсируя между Германией и Россией, пройти модернизацию в немецких портах и несколько раз протестировать новую технику у берегов Калининградской области (на фото).
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
Любмин ждет удвоения поставок из РФ
Терминал для приема 55 млрд кубометров в год по двум ниткам «Северного потока — 2» (в центре снимка у побережья) в немецком Любмине под Грайфсвальдом был в целом готов уже к концу 2019 года. Слева на другом берегу акватории небольшого порта — приемный терминал действующего с 2011 года первого «Северного потока» такой же мощности. Позади демонтируют закрытую АЭС времен ГДР и хранят ядерные отходы.
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
Украинский транзит: качай или плати
Независимо от возможной достройки «Северного потока — 2» «Газпром» обязался до конца 2024 года ежегодно экспортировать через Украину 40 млрд кубометров либо оплачивать этот забронированный объем. Но в 2021-м спрос в Европе может оказаться выше из-за холодной зимы и опустевших газохранилищ. Однако за прокачку дополнительных объемов «Газпрому» придется платить по особо высоким транзитным тарифам.
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
Eugal: газ в Германии не задержится
Задача «Северного потока — 2» — обеспечивать газом не столько ФРГ, сколько те страны в центре и на юге Европы, включая Италию, которые прежде снабжались через Украину. Об этом свидетельствует его продолжение от Любмина до Чехии — Eugal. На снимке этот газопровод мощностью тоже 55 млрд кубометров в год прокладывают через Эльбу. Конец сооружения второй нитки перенесли с января на апрель 2021.
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
TAP: Азербайджан снабжает юг Европы
В трех важных для «Газпрома» странах на юге Европы — Греции, Болгарии и особенно Италии — с российским газом впредь будет конкурировать азербайджанский: в 2021 году заработал Трансадриатический газопровод TAP. Вместе с TANAP он образует Южный газовый коридор для поставок в ЕС в обход России 10 млрд кубометров с берегов Каспия. На снимке: компрессорная станция вблизи греческой деревни Кипой.
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
Baltic Pipe: Польша сменит поставщика
До конца 2022 года на Балтике должен войти в строй еще один крупный газопровод: Baltic Pipe мощностью 10 млрд кубометров в год. Он сооружается при поддержке ЕС и будет поставлять норвежский газ через Данию в Польшу, которая намеревается к тому времени полностью прекратить закупки у «Газпрома». На снимке: прокладка труб между материковой частью Дании и островом Фюн.
-
Европейский рынок газа 2021: «Газпром» и его конкуренты
«Ямал СПГ» явно предпочитает Европу
Наряду с трубопроводным газом на европейский рынок из России все активнее экспортируется сжиженный природный газ (СПГ). В результате еще одним фактическим конкурентом «Газпрома» в Европе стала компания «Новатэк». Ее предприятие «Ямал СПГ», где стоят эти остроумно оформленные резервуары, в 2020 году предпочла отправить примерно 90% своей продукции на европейские терминалы, а не в Азию.
Автор: Андрей Гурков
Источник