Россия впервые обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с межгосударственной жалобой против другой страны — Украины. Жалоба была подана на основании статьи 33-й Конвенции о защите прав человека и основных свобод,сообщила в четверг, 22 июля, пресс-служба Генпрокуратуры РФ.
В документе идет речь о целом ряде предполагаемых нарушений, в том числе гибели мирного населения на граничащих с Россией территориях, подавлении свободы слова и водной блокаде Крыма. Так, с точки зрения Москвы, власти Украины несут ответственность «за гибель мирного населения, незаконное лишение свободы и жестокое обращение с людьми, в том числе на площади Независимости в Киеве (Майдане) и в Доме профсоюзов в Одессе в 2014 году, а также в Донбассе в ходе проведения так называемой антитеррористической операции».
В то же время российские власти обвиняют Киев в «политике дискриминации русскоговорящего населения, вытеснении использования русского языка из общественной сферы, прежде всего, из сферы среднего и высшего образования и системы обслуживания потребителей» и дискриминации российских компаний и предпринимателей в Украине.
Кроме этого, в жалобе указано на «преследования журналистов (российских, украинских и иных государств), политиков и рядовых граждан», а также блокирование Северо-Крымского канала «как основного источника пресной воды для жителей Крымского полуострова».
Генпрокуратура РФ о жалобе на Украину
«Жалоба Российской Федерации содержит подробное описание процесса неконституционной смены власти на Украине и продвижения в украинские государственные органы националистических сил, что явилось основной причиной последовавших массовых нарушений Конвенции (о правах человека. — Ред.) и протоколов к ней», — подчеркнули в Генпрокуратуре РФ.
В связи с перечисленными нарушениями в ведомстве заявили ходатайство о применении обеспечительных мер к Украине в соответствии с правилом 39 Регламента Европейского суда. ЕСПЧ должен обязать Киев «незамедлительно прекратить такие вопиющие нарушения, как блокировка поступления пресной воды в Крым, ограничение прав национальных и языковых меньшинств, в том числе на свободный доступ к общему и высшему образованию на родном языке», заявили в Генпрокуратуре России.
Кроме этого, Москва попросила ЕСПЧ обязать Украину снять запрет на вещание русскоязычных телевизионных и радиоканалов и ограничение доступа к интернет-платформам и печатным изданиям на русском языке.
Ответственность за малайзийский «Боинг»
Следующий пункт российской жалобы в ЕСПЧ на Украину касается крушения малайзийского «Боинга», выполнявшего рейс MH17 над Донбассом в июле 2014 года. По мнению российских властей, Киев несет ответственность за эту трагедию, поскольку не закрыл воздушное пространство над зоной боевых действий и «не провел независимого и эффективного расследования» причин такого решения.
«Украиной представляются сфабрикованные доказательства с целью переложить свою вину за эту авиакатастрофу на Россию», — утверждают в Генпрокуратуре.
Катастрофа Boeing 777 малайзийской авиакомпании произошла 17 июля 2014 года в 16.20 по местному времени. Пассажирский лайнер, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, поразила военная ракета. Никто из 298 человек на борту не выжил.
Международная следственная группа (JIT) под руководством Нидерландов пришла к выводу, что гражданский самолет в небе над Донбассом 17 июля 2014 года сбила военная ракета серии 9М38, выпущенная из ракетно-зенитного комплекса «Бук», а ЗРК находился на территории, подконтрольной пророссийским сепаратистам. Следователи уверены, что «Бук» попал на украинскую территорию из 53-й бригады ПВО РФ под Курском и вскоре после трагедии был транспортирован обратно через границу на территорию РФ.
Следователи утверждают, что имеют веские улики для подобных выводов: свидетельские показания, остатки лайнера и поразившей его ракеты с уникальным серийным номером, данные спутников и радаров, а также фото- и видеосъемки того, как транспортировали «Бук» к месту выстрела и обратно. Кроме того, следователи опубликовали ряд перехватов телефонных переговоров между подозреваемыми в причастности к катастрофе MH17.
Какие страны жаловались на Россию в ЕСПЧ
Большинство жалоб в ЕСПЧ подаются отдельными лицами, группами людей, компаний или НПО, однако статья 33 Европейской конвенции о правах человека предусматривает и возможность обращения в суд со стороны государств. В этой статье говорится, в частности, что что любая сторона может передать в суд жалобу на любое предполагаемое нарушение положений Конвенции и протоколов, допущенные другой страной.
С момента вступления в силу Европейской конвенции о правах человека в 1953 году в ЕСПЧ было подано чуть менее 30 межгосударственных жалоб. К настоящему моменту против России подано четыре такие жалобы от Грузии и девять — от Украины, напоминает «Интерфакс».
Смотрите также:
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Улики следователей
Расследование показало, что «Боинг» был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе «Бук». Установка была доставлена из России и запущена с территории, контролировавшейся тогда сепаратистами самопровозглашенной «ДНР». Фрагменты ракеты серии «Бук» были обнаружены как при вскрытии тел членов экипажа, так и в одном из оконных проемов кабины самолета.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Уникальный номер двигателя ракеты, сбившей «Боинг»
По версии Международной следственной группы, «Боинг» был сбит из российской установки «Бук», приписанной к 53-й зенитно-ракетной бригаде из Курска. Серийный номер двигателя ракеты 8869032, произведен на оружейном заводе в подмосковном Долгопрудном в 1986 году. Минобороны РФ утверждает, что ракета находилась на балансе украинской армии.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Реконструированный «Боинг»
17 июля 2014 года самолет, совершавший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в небе над Донбассом. Следователи реконструировали носовую часть разбившегося самолета: обломки лайнера закрепили на специально изготовленный каркас, повторяющий формы «Боинга 777-200». Цель реконструкции — установить ход катастрофы: угол попадания ракеты в лайнер и последующее разрушение самолета.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Маршрут «Бука»
Следователи утверждают, что установили маршрут ЗРК «Бук» на территорию Украины, а также его путь в обратно в РФ. По версии следствия, комплекс перемещался с территории России на восток Украины и позже вывезен обратно в РФ на белом тягаче марки Volvo. Авторы Bellingcat утверждают, что установили точный номер российской установки «Бук», замеченной на территории Украины — 332.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
На скамье подсудимых должен оказаться Игорь Стрелков-Гиркин
Среди официально объявленных обвиняемых — трое россиян, в частности, бывший «министр обороны» так называемой «ДНР» Игорь Гиркин (Стрелков). Следователи считают, что на тот момент Гиркин-Стрелков занимал самый главный военный пост в самопровозглашенной «ДНР».
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Хмурый: заместитель Гиркина на момент крушения MH17
Второй обвиняемый — генерал-майор Сергей Дубинский (по кличке Хмурый), отставной офицер ГРУ армии России. Обвинения в свой адрес Дубинский отвергает, утверждая, что в момент крушения MH17 возглавлял службу контрразведки в самопровозглашенной «ДНР» и не мог иметь отношения к приказу сбить самолет.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Третий обвиняемый в причастности к крушению малайзийского «Боинга»
Полковник ГРУ Олег Пулатов (позывной «Гюрза») был в подчинении у Дубинского. «Новая газета» со ссылкой на следователей утверждает, что в день атаки на МН17 Пулатов сопровождал «Бук» и в момент запуска ракеты находился рядом с установкой.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Доброволец «Крот»
Последний официальный фигурант обвинения — гражданин Украины Леонид Харченко с позывным «Крот». Он — единственный непрофессиональный военный из обвиняемых. Следствие считает, что Харченко подчинялся Пулатову. По данным JIT, Харченко и Пулатов сопровождали установку «Бук» в район, откуда был совершен выстрел.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Пятый подозреваемый — украинец Владимир Цемах
Власти Нидерландов считают пятым подозреваемым бывшего командира подразделения ПВО в городе Снежное Владимира Цемаха. Официальные обвинения ему не предъявлены. В 2019 году Цемаха в результате тайной операции удалось задержать на территории самопровозглашенной «ДНР», затем власти Украины передали его России в рамках обмена пленными. Цемах вернулся в «ДНР». Киев объявил его в розыск.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Самый высокопоставленный фигурант — Владислав Сурков
Следствие в 2019 году предоставило публике большое количество перехваченных телефонных переговоров, которые считает значимыми в контексте крушения MH17. Один из тех, чьи переговоры оказались перехвачены, — помощник президента РФ Владислав Сурков, как утверждает следствие.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Версии из России: российский Первый канал признал фейк об истребителе
В России курсировало много альтернативных версий трагедии. В ноябре 2014 года Первый канал показал «сенсационный» снимок истребителя в районе MH17. Но, по данным радаров, поблизости не было воздушных судов, способных сбить»Боинг». В интервью New Yorker в конце 2019 года глава Первого канала Константин Эрнст заявил, что на российском ТВ «совершили ошибку».
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Путин не признает выводы следствия по MH17, Минобороны РФ винит Украину
Минобороны РФ настаивает на том, что никакие ЗРК «Бук» не пересекали границу с Украиной. Производитель комплекса «Бук» — российский концерн «Алмаз-Антей» ссылается на собственное расследование, согласно которому ракета была запущена из подконтрольной Киеву точки. Президент РФ Владимир Путин заявил, что признает выводы следствия только, если Россия получит полный доступ к расследованию.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Следствие по MH17 закончено, дело частично передано в суд
Спустя пять лет после трагедии, летом 2019 года, Международная следственная группа заявила, что расследование подходит к концу, а материалы передаются в окружной суд Гааги. Власти Нидерландов приняли решение, что суд по делу о крушении лайнера пройдет в рамках не международного, а национального законодательства. Из 298 человек на борту самолета большинство было гражданами Нидерландов.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Суд по делу о крушении MH17 пройдет рядом с аэропортом Схипхол
Уголовный процесс по делу о крушении «Боинга» будет вести судебная коллегия окружного суда Гааги. В силу публичного интереса сами заседания пройдут в Юридическом комплексе, который находится рядом с аэропортом Схипхол под Амстердамом.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Гаагский суд по делу MH17: Здесь будут сидеть прокурор, судьи и, возможно, обвиняемые
До начала уголовного процесса журналистам показали зал, где будут проходить судебные слушания. Всем желающим места не хватит, так что было принято решение организовать прямую трансляцию из зала суда — на голландском и английском языках.
-
Трагедия MH17: от крушения «Боинга» до суда в Гааге
Родственники погибших ждут справедливости
Для родственников погибших отведено специальное место как в зале суда, так и за его пределами, чтобы следить за процессом. «Я буду ходить на все заседания суда с самого начала. Я хочу знать, кто в этом виноват», — сказал в интервью DW голландец Пит Плуг, возглавляющий фонд памяти MH17. В авиакатастрофе он потерял брата.
Автор: Михаил Бушуев
Источник