Возврат налогов на топливо: эксперт дал прогноз по росту цен

Государство хочет вернуть налоги без болезненных последствий для населения

Украина готовится вернуть отмененные в марте налоги на горючее. О том, как это повлияет на рынок горючего и возобновить ли платежи в бюджет без существенного повышения цен, говорится в материале директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна «Возврат налогов на топливо: как собрать и как не потерять».

По словам эксперта, чиновники хотят возобновить налогообложение и в то же время избежать роста цен на топливо.

«Потребности у нас безлимитные, до конца года необходимо 20 млрд долл., за счет акцизов мы не перекроемся в любом случае», — говорит на условиях анонимности один из топ-чиновников. Он акцентировал внимание на том, что для правительства также важны последствия возобновления налогов для населения.

Но как вернуть налоги и предотвратить повышение цен?, задается вопросом автор статьи.

«Мы хотим вернуть налоги в период падения мировых цен на энергоносители, чтобы избежать роста цен для конечных потребителей», — цитирует автор того же высокопоставленного чиновника.

По словам Сергея Куюна, в начале августа наступил именно такой момент. Цены на нефть провалились до 95 долл./барр. Именно это падение можно использовать для того, чтобы заложить государственный интерес без ценового стресса для потребителей.

По мнению автора, действенным шагом в решении непростой задачи сбалансирования интересов государства и потребителей является сбалансирование акцизов на бензин, дизтопливо, сжиженный газ (LPG).

«Еще задолго до войны в отраслевых кругах шла дискуссия о необходимости унифицировать или сблизить ставки. Тогда это в основном аргументировали необходимостью сбалансировать рынок, который мог дать большее количество бензина из внутренних источников, и, соответственно, уменьшить импорт как бензина, так и автогаза из России и Беларуси. Но война быстро уладила эти вопросы: сейчас у нас нет ни импорта из этих враждебных стран, ни внутренней нефтепереработки. Самое время для прагматичного подхода к обложению нефтепродуктов», — говорится в материале.

По словам эксперта, сегодня солидарность общества диктует простой принцип: все должны работать на бюджет все равно. Неважно, какое топливо используешь, за единицу энергии все должны платить одинаковый налог. Тем более, как показывают расчеты, речь идет не о космических цифрах.

«Возврат старых ставок, когда акциз на бензин вчетверо выше налога на сжиженный газ и вдвое — акциза на дизтопливо, будет толкать цены на бензин вверх, а его использование из-за повышенной налоговой составляющей будет падать. По-прежнему непонятно, почему потребитель бензина должен платить в четыре раза больше, чем на газ? Машины используются те же, задачи выполняются одинаковые — передвижение из точки А в точку Б», — отмечает автор.

Государство более десяти лет стимулировало низкими акцизами использование сжиженного газа в качестве резервного и альтернативного топлива. Это сработало: по доле потребления LPG на транспорте Украина занимает первое место в мире, а по объемам входит в пятерку мировых лидеров (правда, до войны).

В эффективности программы газификации все убедились в ходе недавнего кризиса на топливном рынке. Импорт сжиженного газа был налажен наиболее оперативно и спасал ситуацию, когда с поставками бензина возникли проблемы из-за дефицита в Европе и нехватки необходимого транспорта. Это преимущество украинского рынка необходимо обязательно сберечь.

Но, по мнению автора, сближение и даже унификация акцизов на автогаз и бензин позициям первого никак не угрожает.

«Если мы говорим о налогообложении единиц энергии, а не объема, нужно учесть, что калорийность газа меньше, то есть в литре газа меньше энергии, чем в литре бензина или дизтоплива (последние два вида топлива имеют почти одинаковую калорийность). Соответственно, акциз на литр газа должен быть меньше, а именно с коэффициентом 0,85 относительно бензина, заменителем которого автогаз фактически является», — отмечает Сергей Куюн.

Вспоминает автор и о «самом грязном» среди моторных топлив – дизель.

«Почему акциз на него вдвое меньше, чем на бензин, и вообще был очень низким со всех взглядов. Например, его в основном использует промышленность, у которой запас прочности гораздо больше, чем у частных потребителей. В тарифах на электричество и газ это учтено, а на моторные топлива фактически нет», — отмечает эксперт.

Следовательно, по расчетам автора, если ориентироваться на сохранение текущих розничных цен на бензин и дизтопливо, его обеспечит унифицированный акциз по ставке 100 евро за 1000 л (соответственно, 85 евро на сжиженный газ). Вырастет только цена на автогаз до 33,7 грн/л (27,5 грн/л на текущий момент). Прогнозируемое соотношение бензин/газ – 65,5%, что гарантирует сохранение эффективности его использования для потребителей. При этом ожидаемый объем бюджетных поступлений составит 3,3 млрд. грн. в месяц, или 42,3 млрд. грн. в год (с НДС 7%).

Чтобы выйти на прошлогодний «гривневый» показатель (85 млрд грн), нужно ориентироваться на унифицированную ставку на бензин и ДТ в размере 200 евро (170 евро на газ). При этом цена на бензин вырастет до 55 грн/л (51 грн в начале августа), а на ДТ удержится в пределах 58 грн/л (55 грн сейчас). Подорожает и газ, но сохранит предварительное эффективное соотношение с бензином», отмечает эксперт.

По словам Сергея Куюна, если же ориентироваться на последние котировки бензина и ДТ на уровне 1000 долл./тонна, что на 15% ниже среднемесячных, взятых для вышеприведенных расчетов, то даже ставка 200 евро может пройти для потребителей незаметно. Но при дальнейшем снижении мировых цен.

Читайте также: Что будет с ценой на топливо после стремительного падения гривни

Related video

Напомним, по данным исследования, украинцы сами сбили цену на горючее и АЗС уже готовы торговать по себестоимости.

Подготовил/ла : Артем Руденко

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Источник